"Нережимный" ребенок: как приучить к распорядку дня? Советы, опыт

В первый раз в детский сад: что пригодится малышу?

«Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» — подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

Не по уставу

«Катя, шесть утра же, воскресенье, дайте поспать, уложи ребенка! Не давай ему вставать» — жалобно просит муж в очередное утро выходного дня.

Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час. Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет. В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе. Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

Нет режима дня – нет воспитания?

Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

«Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику. Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются. Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» — говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

Режиму дня быть!

«Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала. Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости. Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» — рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

  • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
  • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
  • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
  • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
  • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.

Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

«Нережимный» ребенок: как приучить к распорядку дня? Часть 2

Фото 1

С самого рождения, малыша рекомендуется приучать к распорядку дня. Это полезно для младенца и родителей. Ребенок, соблюдающий режим сна и активности, находится в максимально комфортных условиях.

Родители при этом могут выделить себе время для отдыха, но для этого, они должны владеть основными понятиями, как приучить новорожденного к режиму.

Роль правильного распорядка дня для младенца

Под распорядком дня понимают план действий, которые регулярно выполняются в одно и то же время. Правильно составленный режим дисциплинирует человека. Ребенка воспитанного по режиму, не нужно будет в дальнейшем заставлять собирать игрушки, есть, готовиться ко сну. Желательно, чтобы план соответствовал биологическому ритму жизни малыша.

Также плюсы приучения ребенка к дневному распорядку заключаются в следующем:

Фото 2

  • привыкая засыпать, просыпаться, есть, гулять в одно и то же время, малыш растет здоровым и правильно развивается;
  • отсутствие проблем с засыпанием, переутомлением, нежеланием употреблять пищу;
  • укрепляются семейные связи. Распорядок дня выступает частью общих правил. Родители прививают ребенку интерес к совместным действиям, уважение семейных традиций;
  • отсутствие стресса. Малыш привыкает в одно и то же время выполнять определенные действия. Поэтому у него не будет возникать переживаний, когда закончится прогулка, наступит время кормления или сна;
  • ребенок, приученный к распорядку дня, вырастает ответственным и самостоятельным. После пробуждения, малыш пойдет умываться в ванную комнату, а не сядет играть;
  • у человека формируется здоровая привычка использовать время рационально. Такой ребенок вряд ли будет опаздывать в школу. В будущем он построит хорошую карьеру, у него удачно сложится личная жизнь. Отсутствие суеты, нервов, планирование своего дня – помогают добиться успеха во многих делах.

Для новорожденных суточный распорядок не должен быть слишком насыщенным. Родителям следует выделить время для главных видов деятельности: умывания (

купания

),

кормления

, прогулок,

игр

, сна.

Как правильно составить режим сна и кормления?

Раньше существовало множество мнений касательного того, как правильно составить режим сна и кормления новорожденного. Вокруг этой темы велись споры. Сегодня же удалось найти золотую середину. Педиатры предлагают распорядок дня, который в одинаковой мере будет устраивать новорожденного и родителей.

Специалисты советуют принимать во внимание:
  • биологические часы ребенка;
  • оптимальное время, продолжительность и частоту сна, активности и кормления, которые соответствуют возрасту;
  • интересы, темперамент, активность младенца;
  • состояние здоровья малыша;
  • на каком типе кормления находится новорожденный (искусственном или грудном);
  • занятость родителей.

При составлении режима сна и кормления для новорожденного, следует принимать во внимание такие рекомендации педиатров:

  • давать искусственникам еду около 6-7 раз в дневные и 1-2 раза в ночные часы. Детей, питающихся грудным молоком, кормить каждые 2-3 часа;
  • прикладывать ребенка к груди по требованию;
  • обеспечивать суточную продолжительность сна около 18-20 часов;
  • оптимальное время для бодрствования должно составлять 4-6 часов в день.

По мере взросления потребность во сне и частоте кормлений уменьшается. В полугодовалом возрасте ребенок нуждается в 14,5-часовом отдыхе. А в год малышу достаточно спать 13,5 часов.

Как выработать режим дня у месячного ребенка?

Многие родители интересуются, как приучить новорожденного к режиму дня. Требуется найти к малышу индивидуальный подход. Запрещена режимная жесткость, наказание за нарушение распорядка. Родителям важно наладить отношения со своими детьми.

Привыкания к режиму легко добиться, следуя таким рекомендациям психологов:

Фото 3

  • если малыш плачет, а до грудного кормления еще много времени, то можно дать ему водички из бутылочки. Вероятно, ребенок не голоден, а ему просто не хватает внимания. В этом случае, надо взять малыша на руки, поговорить с ним, спеть колыбельную. Младенец успокоиться и заснет;
  • днем проводить массаж, организовывать прогулки, купать ребенка;
  • в светлый период суток стоит общаться и играть с малышом, а в темное – разговаривать шепотом. Это поможет малышу понять, что днем нужно бодрствовать, а ночью – отдыхать.

Бывают случаи, когда младенец начинает питаться, спать и гулять по времени, но вскоре режим сбивается. Такое возможно, если родители не учли рекомендации педиатров и детских психологов при составлении плана действий на сутки. До месяца жизни, режим дня малыша будет установочным. Поэтому надо начать с наблюдения за младенцем.

Первую неделю после появления на свет не следует принуждать ребенка что-то совершать по графику. Рекомендуется фиксировать на бумаге, в какое время предпочитает есть новорожденный, когда он просыпается, когда засыпает. Исходя из этой информации, можно разработать режим дня, к которому ребенок быстро привыкнет.

Фото 4 Если разброс между кормлениями или отдыхом слишком большой или короткий, то нужно выяснить, чем это обусловлено. Вероятно, потребуется записаться на консультацию к педиатру.

На второй неделе следует уже начинать приучать малыша к распорядку. Если он спит дольше, чем требуется, то стоит его разбудить. Со временем ребенок будет просыпаться в одно и то же время.

Малыша полезно приучить засыпать быстро. Для этого нужно проводить определенные ритуалы. Например, за четверть часа до сна проветривать помещение, купать ребенка, петь ему колыбельные, укачивать на руках, рассказывать сказки.

Лучше приучать к распорядку с самого рождения. Тогда не будет возникать вопросов, как наладить режим дня грудничка или более старшего ребенка.

Примерный распорядок новорожденного:

Фото 5

  • 6.00-6.30 – первый завтрак;
  • 6.30-7.30 – время активности;
  • 7.30-9.30 – отдых;
  • 9.30-10.00 – второе кормление;
  • 10.00-11.00 – период активности (игры, прогулки);
  • 11.00-13.00 – отдых малыша;
  • 13.00-13.30 – третье кормление;
  • 13.30-14.30 – время активности;
  • 14.30-16.30 – сон;
  • 16.30-17.00 – четвертое кормление;
  • 17.00-18.00 – время активности;
  • 18.00-20.00 – отдых;
  • 20.00-20.15 – проведение водных процедур перед сном;
  • 20.30-21.00 – кормление перед засыпанием;
  • 21.00-6.00 – ночной отдых;
  • 24.00 или (и) 3.00 – кормление.

Ориентировочный дневной распорядок для грудных детей:

Фото 6

  • 6.00-6.30 – завтрак;
  • 6.30-8.00 – время активности;
  • 8.00-10.00 – отдых младенца;
  • 10.00-10.30 – второе кормление;
  • 10.30-12.00 – время для игр, прогулок;
  • 12.00-14.00 – дневной отдых;
  • 14.00-14.30 – третье кормление;
  • 14.30-16.00 – время игр, прогулок;
  • 16.00-18.00 – вечерний отдых;
  • 18.00-18.30 – время кормления;
  • 18.30-20.00 – период активности;
  • 20.00-21.30 – сон;
  • 21.30-22.00 – водные процедуры перед сном;
  • 22.00-22.30 – кормление перед засыпанием;
  • 22.30-6.00 – сон;
  • 3.00 – кормление (если требуется).

Искусственники гораздо быстрее привыкают к режиму дня, чем дети на естественном вскармливании.

Советы доктора Комаровского

Педиатр Комаровский считает, что малыша нужно приучать к распорядку дня в первые 30 суток после появления на свет. Тогда будет гораздо проще наладить график сна, питания и бодрствования у двухмесячных, трехмесячных и годовалых детей.

Известный врач дает родителям такие советы:
  • уделять внимание кормлению. Малыш, который питается грудным молоком, испытывает потребность в еде каждые два часа, в том числе и ночью. Искусственников следует кормить реже и по графику, а не по требованию. В противном случае есть риск появления избыточных килограмм;
  • четко соблюдать режим питания. Если ребенок употребляет еду в одно и то же время, то у него не возникнет проблем с желудком и кишечником;
  • следить за температурой, влажностью в помещении. Микроклимат существенно влияет на поведение, засыпание малыша. Не рекомендуется сильно укутывать ребенка на ночь одеялом, если в квартире тепло;
  • обеспечивать комфортные условия в детской кроватке. Если младенцу уютно, он реже будет просыпаться среди ночи, а днем будет активным;
  • отложить приучение малыша к режиму, если он болен;
  • быть терпеливыми. Не все будет получаться с первого раза. Дети разные: некоторые могут в течение длительного времени сопротивляться установленному режиму. Нужно проявлять терпение и понимание;
  • ближе к двум месяцам приблизить режим питания к тому распорядку, который действует в детском садике. Это поможет упростить адаптацию ребенка при оформлении его в учебно-воспитательное учреждение.

Видео по теме

Доктор Комаровский о режиме дня детей и его необходимости:

Таким образом, дневной режим предусматривает четкий распорядок действий в течение суток – чередование сна и бодрствования. Педиатры и психологи советуют практически с рождения приучать ребенка к жизни по определенному плану. При составлении графика, необходимо учитывать биологический ритм малыша, тип его кормления, индивидуальные особенности организма.

Сразу мало у кого из родителей, выходит приучить ребенка к режиму, но отчаиваться не стоит. Нужно проявлять настойчивость. Распорядок дня упорядочивает жизнь семьи, позволяет родителям высыпаться, а младенцу – нормально развиваться.

Утром сложно разбудить ребенка в школу, а вечером он с трудом засыпает? Малыш устраивает «бойкот» дневному отдыху и обеду по расписанию? Эти проблемы знакомы многим родителям. Причина большинства из них кроется не в «плохом воспитании» и непослушании, а в отсутствии четкого распорядка дня. Рано или поздно встает острая необходимость в организации жизни ребенка, в установке дневного режима. Как график сна и бодрствования, питания и обучения поможет малышу развиваться? Как приучить ребенка к распорядку дня и грамотно выстроить его график?

Содержание:

Почему так важен четкий режим дня?

режим дня ребенка

Правильный режим дня ребенка — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. [1] Четкий график позволяет сбалансировать периоды обучения и отдыха, сна и приемов пищи, гигиенических процедур.

Взрослые, как правило, весьма легкомысленно относятся к собственному графику жизни. Ритм современной жизни диктует свои правила — обеды «на бегу», сон по принципу «сколько получится», пассивный отдых. И естественно, по устоявшимся в семье правилам со временем начинает жить и ребенок. Ему не остается ничего другого, только подстраиваться под режим родителей — именно этот пример у него перед глазами.

Грамотно выстроенный распорядок дня ребенка — это не строгий «тюремный» режим и не принуждение. Он служит эффективным средством для удовлетворения всех детских потребностей.

Почему важно вводить режим дня?

  1. Основа физического и психического здоровья

Соблюдение дневного режима не просто вырабатывает у ребенка пунктуальность. Это прочный фундамент для его гармоничного физического и психоэмоционального развития.

Если малыш достаточно спит, он активен и любознателен, готов к «великим свершениям». Ежедневные прогулки укрепляют иммунитет и расширяют кругозор малыша. Играя со сверстниками, ребенок познает мир и учится общаться. Сбалансированное питание по четко выстроенному меню — залог здоровья и хорошего самочувствия малыша. А обучающие занятия, включенные в режим дня, развивают культурно и интеллектуально.

  1. Ребенок растет уверенным в себе

Детская нервная система очень пластична. Малыши довольно быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. И тем не менее, привычный режим дня — это тот якорь, который помогает ребенку быть уверенным в себе и в будущем. Когда малыш знает, что будет завтра или хотя бы после выполнения домашних заданий, он чувствует себя более расслабленно и комфортно.

  1. Формирование у ребенка ответственности и дисциплины

Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.

  1. Установка жизненных ценностей

Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.

  1. Легкий путь к формированию полезных привычек

С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.

Когда вводить режим?

По мнению американского педиатра Марка Вайсблута, многие дети готовы к установке режима дня уже в возрасте 3-4 мес. [2] В этот период малыш перестает спать основную часть дня, он начинает играть, ест практически в одно и то же время.

Режим дня грудного ребенка — это планирование сна, питания и прогулок. После года, когда он практически полностью переведен на «взрослый» стол, можно вырабатывать четкий режим питания — завтрак, обед, полдник, ужин, полезные перекусы. К 2-3 годам в расписание дня вводятся развивающие занятия и игры.

Если как можно раньше удастся научить ребенка следовать распорядку дня, можно ожидать, что к 7-8 годам он сам будет отвечать за соблюдение режима. Маме и папе не придется каждый раз уговаривать ребенка лечь спать, доесть обед и доделать уроки, долго будить по утрам. В идеале он сам должен быть ответственен за распределение личного времени — когда есть, спать и играть, делать уроки. В обязанностях родителей остается только контроль за соблюдением режима.

Если же вовремя режим дня ввести не удалось, то можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Главное — объяснить, что по итогам курса ему станет проще соблюдать график, а значит, будет больше свободного времени для прогулок и других любимых дел.

Особенности режима сна

как приучить ребенка к режиму сна

Режим сна ребенка крайне важен для его нормального роста и развития. Дети активны и «переваривают» огромный объем информации ежедневно. Когда малыш спит, его тело и нервная система отдыхают, он переживает в новом качестве положительные и негативные эмоции, которые он получил днем (разочарования, страхи, восторг), избегая таким образом психоэмоционального перенапряжения.

Норма сна

Педиатр Е. О. Комаровский приводит следующие нормы средней суточной потребности сна у детей: [3]

У каждого ребенка потребность в отдыхе индивидуальна. Как и сколько он будет спать, зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, активности, насыщенности дня, качества питания, эмоционального фона в семье и окружении. Детский режим должен выстраиваться таким образом, чтобы сон ребенка был глубоким, а сам он просыпался отдохнувшим и спокойным.

Причины нарушений сна

Целый ряд причин может приводить к расстройствам сна ребенка: [4]

  • эмоциональные перегрузки и стресс (проблемы в школе, конфликты в семье, большая физическая и психическая нагрузка);

  • несформированный режим дня с грамотным распределением времени на бодрствование и отдых;

  • проблемы со здоровьем (астма, гиперактивность, бруксизм — скрежет зубами, синдром беспокойных ног, энурез);

  • частые вздрагивания в фазе глубокого сна;

  • частые пробуждения с проблемой дальнейшего засыпания;

  • ночные кошмары;

  • хождение и говорение во сне.

В большинстве случаев нарушения сна у детей разного возраста не являются серьезными заболеваниями и быстро корректируются введением четкого распорядка дня. Капризы и плач перед сном, нежелание спать отдельно от родителей, периодические пробуждения ночью — все это норма для детей младшего и среднего возраста.

Но если нарушения сна развиваются при соблюдении режима дня и продолжаются длительное время, это повод обратиться к специалисту.

Около 25 % детей имеют те или иные проблемы со сном — начиная трудностями засыпания и заканчивая снохождением. Эти нарушения приводят к ухудшению когнитивных функций и изменению поведения (депрессия, тревожность, дефицит внимания и памяти, повышенная возбудимость). Кроме того, может наблюдаться задержка роста. [4]

Рекомендации психолога

Как приучить ребенка к режиму сна? Качество его ночного отдыха значительно улучшается при соблюдении определенных правил:

  • Отход ко сну в одно и то же время.

  • Правильный микроклимат в комнате — 20-22 °С при влажности воздуха 60-70 %.

  • Отмена активных игр как минимум за час перед сном.

  • Если ребенок после 6 лет спит днем, желательно, чтобы продолжительность сна не превышала часа.

  • Отмена кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (вк

  • лючая шоколад, какао и газировку).

Особенности режима бодрствования

режим бодровствования ребенка

Режим бодрствования ребенка напрямую влияет на то, как он спит и как усваивает новую информацию, какие полезные привычки приобретает.

Норма активных часов

По мере роста и развития малыш будет бодрствовать гораздо больше: [3]

  • до 3 месяцев — 1-1,5 ч;

  • 3-6 месяцев — 1,5-2 ч;

  • 6-9 месяцев — 2,5 ч;

  • 1 год — 3,5 ч;

  • 1-1,5 года — 3,5-4 ч;

  • 1,5-2 года — 4,5-5,5 ч;

  • 2-3 года — 5,5-6 ч;

  • 4-6 лет — 6-6,5 ч;

  • 7-10 лет — 12-14 ч;

  • 11-14 лет — 14,5-15 ч.

Родителям при составлении режима дня важно найти ту самую «золотую середину». Если во время бодрствования ребенок малоактивен, то и засыпать он будет неохотно. Но и его сверхактивность не поспособствует качественному сну. Вот почему время бодрствования детей должно быть продуктивным, но не перегруженным.

Рекомендации психолога

Чтобы в период бодрствования ребенок активно изучал мир и проводил время с пользой, важно создать для него благоприятную среду. Какие правила соблюдать?

  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе — обязательное условие.

  • Для ребенка любого возраста важно общение со сверстниками.

  • Ближе к отходу ко сну в расписании должны присутствовать только спокойные развлечения.

  • У ребенка должно быть свое рабочее место, где ему комфортно выполнять домашние задания.

  • Ребенку в расписании дня должно хватать время не только на качественное выполнение школьных заданий, но и на игры.

  • Детей не рекомендуется перегружать развивающими занятиями, секциями, кружками.

  • Если ребенок переутомляется, в режим дня можно включить дневной сон (не более часа).

  • Важно сократить время, проведенное перед телевизором или за компьютером, с гаджетом в руках.

Особенности режима питания

организация режима дня

Питание — один из основных факторов, который определяет полноценное развитие ребенка любого возраста. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы малыш получал все необходимые нутриенты, витамины и минералы. Тогда все системы его организма будут готовы к росту и различным нагрузкам, которые ждут в школе.

Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. К «привычному» времени усиливается отделение пищеварительных соков, а значит аппетит будет гораздо сильнее.

При составлении рациона ребенка можно отталкиваться от основных принципов сбалансированного питания. При этом режим питания будет напрямую зависеть от расписания школьных уроков и наличия спортивных тренировок.

Базовые правила здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста:

  • Одно из важных условий — с 7 лет режим питания ребенка должен предусматривать не менее 4 приемов пищи. В идеале это: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.

  • В рационе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, молочные продукты. Это обеспечит поступление в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.

  • Из меню следует сразу исключить продукты, которые вызывают у ребенка аллергические реакции.

  • Перекусы между основными приемами пищи должны быть легкими: фрукт, горсть орехов и т. п.

  • Важно минимизировать употребление рафинированных сладостей, жареных, слишком соленых и острых блюд, газированных напитков.

  • Порции должны быть небольшими.

  • Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня.

  • Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды».

  • Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания.

Любые отклонения в процессе питания ребенка могут повлечь за собой нежелательные физические и психологические последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит питательных веществ (важных нутриентов, макро- и микроэлементов), что приводит к различным заболеваниям: недостаточная масса тела, анемия, расстройства пищеварения. Серьезной проблемой при «неконтролируемом» питании может стать ожирение. В психологическом аспекте нарушения пищевого поведения (избирательный аппетит, нежелание пробовать новые продукты, полный отказ от какой-либо категории продуктов) могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для нормального развития нервной системы. [1]

Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медикопсихологическое воздействие на здоровье ребенка. Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром.

В МКБ-10

  • нервная анорексия;

  • атипичная нервная анорексия;

  • нервная булимия;

  • атипичная нервная булимия;

  • переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;

  • рвота, связанная с другими психологическими расстройствами.

При этом некоторые расстройства пищевого поведения у детей, которые обычно очень беспокоят родителей, в 10-й версии МКБ перемещены в другие разделы. Например, трудности вскармливания и введения пищи, различные расстройства аппетита. А ожирение вынесено в отдельный раздел.

В помощь родителям: режим ребенка на целый день

папа с детьми

У школьника появляется масса новых обязанностей – учебные занятия, секции, домашние дела в помощь родителям. Все это требует не только знаний, ответственности и дисциплины, но и достаточного количества времени. Режим дня поможет поддерживать отличную работоспособность на протяжении всего учебного года.

В ежедневное расписание должны непременно входить следующие пункты:[6]

  • учебные занятия в школе,

  • выполнение домашних заданий дома,

  • свободное время на собственные увлечения,

  • полноценный сон,

  • регулярное питание,

  • пребывание на свежем воздухе,

  • личная гигиена.

Режим ребенка строится на основании его учебного расписания. На занятиях в школе ученик начальных классов тратит 4-5 ч. в день. Распорядок дня в учебное время организовывается администрацией школы и классным руководителем. Дома же за соблюдение режима отвечают родители и сам ребенок.

Для составления четкого распорядка дня за ориентир можно взять следующее расписание: [6]

Деятельность Время
Пробуждение и подъем 7.00
Зарядка, гигиенические процедуры, завтрак 7.00 − 8.00
Учебные занятия 8.30 – 13.00
Возвращение домой 13.30
Обед 13.30 – 14.00
Послеобеденный отдых 14.00 — 15.00
Прогулка, активный отдых 15.00 − 16.00
Выполнение школьных заданий 16.00 – 18.00
Свободное время 18.00 – 19.00
Ужин, свободное время 19.00 – 20.00
Подготовка ко сну, сон 20.00 – 21.00

Как приучить ребенка к распорядку дня?

Некоторые родители с большим предубеждением относятся к необходимости введения распорядка дня для своих детей. Есть мнение, что жизнь «по графику» приучает ребенка делать то, что НАДО, а это обрекает его на безволие и слабость характера.

Но на самом деле, грамотный распорядок дня — это не желание уничтожить в ребенке творческое начало, а стремление упорядочить его жизнь. Если подойти ответственно к составлению режима, он станет основой для гармоничного развития ребенка.

Психолог Дженнифер В. Малатрас провела интересное исследование, основанное на опросе около 300 респондентов. Его цель — установить важность дневного распорядка дня в детском возрасте. Оказалось, что взрослые, которые росли в семьях с установленным режимом, имеют меньше проблем с концентрацией внимания и умением распоряжаться своим временем. А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму. [7]

Итак, как приучить ребенка к режиму дня? При составлении дневного графика для детей раннего возраста психологи советуют соблюдать следующие принципы: [8]

  • установить правильную последовательность и обеспечить необходимое суточное количество сна и приемов пищи;

  • обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении периода бодрствования ребенка;

  • установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы ребенка.

Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит.

Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:

Во главе угла — базовые потребности

Сон, питание, гигиенические процедуры — базовые физиологические потребности ребенка. Именно вокруг них следует выстраивать режим дня. Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит.

Постепенное приучение к графику

Если родители решили ввести в распорядок дня ребенка строгий график только после 5-6 лет, им придется запастись терпением. Скорее всего, будущий школьник устроит протест четкому режиму. Важно не давить на малыша, все изменения вводя плавно.

Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда. И неважно, что это — приучение к горшку или поступление в первый класс.

Индивидуальный подход к составлению распорядка дня

Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, какие у него увлечения. У каждого малыша свои потребности. Один съедает все и просит добавки, а другого приходится долго уговаривать «осилить» хотя бы половину порции. Важен индивидуальный подход. Простой пример — не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.

Родителям не помешает понаблюдать за естественным распорядком дня ребенка — когда он обычно засыпает, сколько бодрствует, в какое время голоден.

График должен быть гибким

Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ребенок растет и развивается. Естественно, что режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника. Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша. Со временем в дневном графике ребенка появляются все новые и новые «дела» — обучающие занятия, секции, уроки.

Разумный компромисс

Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.

Но ребенок — не робот. Во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.

Если не получается ввести комфортный режим дня

Правильный режим дня — это, во многом, формирование полезных привычек и поведения ребенка. На изменение модели поведения ориентирована поведенческая психология.

Новая поведенческая методика технология модификации поведения 7Spsy — это запатентованный, подтвержденный научно метод, показывающий хорошие результаты. Курс 7Spsy поможет вашему ребёнку наладить режим дня и стать организованным. Программа курса — от 2 до 6 недель. Заменив негативные установки на позитивные, вы сможете выстроить установками наиболее подходящий вам и ребенку режим дня, комфортный для каждого. Так, программа поможет разобраться, как приучить ребенка ложиться спать вовремя без слез и истерик.  Это крайне важно для воспитания гармоничной личности, развития дисциплины и ответственности, формирования полезных привычек.

Курс можно проходить, не выходя из дома в удобное время. При этом рассказывать приятелям и учителям в школе — необязательно, так как занимается ребенок самостоятельно и дистанционно. Психолог поможет разобраться с инструкцией к курсу и ответит на все вопросы онлайн в чате, по e-mail, по телефону.

Источники:

  1. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа» (3-е издание), 2012 г., Т.С. Комарова, М.А. Васильева

  2. «Здоровый сон — счастливый ребенок», 2018 г., М. Вайсблут

  3. «10 правил здорового детского сна», Е. О. Комаровский (http://articles.komarovskiy.net/10-pravil-zdorovogo-detskogo-sna.html

  4. «Нарушение сна у детей», Научный центр здоровья детей РАМН, Абашидзе Е. А. (https://cyberleninka.ru/article/v/narushenie-sna-u-detey

  5. «Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской федерации», 2015 г., Союз педиатров России

  6. «Правила успеваемости и режим дня школьника», 2013 г., В. Крутецкая

  7. «Исследование: распорядок дня влияет на развитие ребенка», Университет Олбани (https://www.albany.edu/news/75004.php

  8. «Воспитание детей раннего возраста», 1977 г., Н. М. Аксарина

Малыш первого месяца жизни должен:

  • спать - не менее 4-х раз в сутки. Обычно кроха засыпает после кормления и отдыхает 1,5-2 часа. Ночной сон должен быть более продолжительным - до 6 часов;
  • кушать - не менее 6 раз в сутки с интервалом в 3-3,5 часа и ночным перерывом до 6 часов;
  • гулять - желательно не менее 2 раз в день.

Таким образом, примерный режим дня грудничка по часам может выглядеть следующим образом.

06.00Первое кормление, сон.
09.00Подъем, гигиенические процедуры. Умывайте ребенка каждое утро. Для этого используйте ватные диски или тампончики, смоченные в теплой кипяченой воде. Протрите крохе глазки, щечки, ротик, загляните в носик. Если там виднеются козявки, закапайте пипеткой по паре капелек физраствора или «Солина», подождите минутку и удалите их с помощью ватных палочек.
09.30Второе кормление, во время которого малыш может уснуть, а может остаться бодрствовать.
10.00Завтрак мамы и сборы на прогулку.
10.30Прогулка в закрытой коляске на свежем воздухе. В первые дни не стоит уходить далеко от дома, да и время пребывания на улице должно составлять не более 15 минут летом при температуре воздуха не выше +30°C, и 10 минут зимой при температуре не ниже −3°С. Ежедневно увеличивайте продолжительность прогулок, постепенно доводя их до 1,5-2 часов в день. В коляске малыш, скорее всего, задремлет, а свежий воздух пробудит здоровый аппетит.
13.00Обед или третье кормление. Затем сон, когда мама может заняться собой или домашними делами.
16.30Четвертое кормление, прогулка или свободное время.
20.00Пятое кормление и общение с семьей.
23.00Купание.
23.30Шестое кормление и ночной сон.

Вас смущает, что режим дня грудного ребенка до месяца включает столь позднее купание, ведь вы помните, что в детстве укладывались спать не позже 21.00? Не переживайте, когда кроха подрастет, его сон будет начинаться примерно в 9 вечера. Но сейчас вас должно волновать другое. Если вы уложите младенца спать так рано, примерно в 2 часа ночи он попросит кушать, потом решит погулять. В результате ни вы, ни папа не отдохнете ночью, а на следующий день будете чувствовать себя уставшими. Если же отправитесь отдыхать все вместе, с огромной вероятностью искупанный и наевшийся карапуз спокойно проспит до 6 утра. И к часу первого кормления увидит не хмурых невыспавшихся родителей, а их любящие и отдохнувшие лица.

5 советов, как наладить дисциплину

Ребеночек спит в обнимку с плюшевым медведемКак наладить режим дня грудничка? Для этого потребуется немного самодисциплины и желания организовать жизнь семьи правильно.

  1. Всегда вставайте в одно и то же время. Даже если малыш ночью «гулял», разбудите его и умойте.
  2. Выполняйте распорядок дня новорожденного четко по часам. Гуляйте, кушайте, купайтесь именно тогда, когда вы решили. Вы удивитесь, насколько быстро кроха примет эти правила и будет их выполнять.
  3. Откажитесь от кормления по требованию. Если ребенок кушал час назад, но снова, кажется, голоден, предложите ему бутылочку с водичкой. Возможно, он хочет не есть, а пить.
  4. Приобщайте к режиму ласково.Не нервничайте, если в первые дни что-то будет идти не по плану. На адаптацию может потребоваться от 1 до 2 недель.
  5. Создайте «ритуалы-подсказки». Сигналом скорого ночного сна для малыша может стать не только купание, но и музыкальная карусель над кроваткой с нежной мелодией.

Теперь вы знаете, зачем нужен режим дня младенца. И мы надеемся, что с его организацией у вас не возникнет сложностей.

Статьи

Добавить комментарий